• +7(499)755-7075
  • ООО "Премьер-Тендер", Россия, г. Москва, пр-т Маршала Жукова д.39, корп.1, Офис 5
  • tender@pr-tender.ru
Назад к списку

К чему готовиться в 2018 г.? Отмена обеспечения заявок, электронные конкурсы и другие изменения 44-ФЗ. 

В последний день прошедшего 2017 года был подписан Федеральный закон № 504-ФЗ. На двухстах листах закона описаны изменения, которые уже вступили или еще только вступят в свою силу в 2018 году. В данной статье мы рассмотрим те изменения, которые затрагивают не Заказчиков, а именно участников Государственного заказа.

В настоящий момент уже вступил в силу (с 11.01.2018г.) пункт закона, добавляющий часть 15.1 в статью 99 44-ФЗ, которая устанавливает новый порядок рассмотрения жалоб поступивших от Физических лиц (в том числе Индивидуальных предпринимателей). Теперь жалобы от указанных лиц, не соответствующих требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ в отношении этой закупки (например, при отсутствии лицензии, членства в СРО, государственной аккредитация и т.п.) и если права и законные интересы этого лица не нарушены в рамках данной закупки, будут рассматриваться контрольным органом в общем порядке рассмотрения (как обращение граждан) в срок до 30 календарных дней.

Другим важным изменением является обязанность участников зарегистрироваться в Реестре участников государственного заказа, который будет вестись Единой информационной системой. Участник вносится в указанный реестр сроком на 3 года. С 01.01.2019г. участвовать в государственном заказе смогут только участники,


 зарегистрированные в ЕИС. Также с 01.01.2019г. участникам не придется проходить аккредитацию на Электронных площадках, поскольку площадки теперь обязали аккредитовать участников автоматически после включения в реестр.

С 01.07.2018г. появляется новое требование к участникам государственного заказа: «отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации». Не забудьте включить данный пункт в декларацию соответствия единым требованиям в «бумажных» процедурах, в том числе в Запросах котировок, т.к. с 01.07.2018г в заявке на участие в запросе котировок должна быть декларация о соответствии участника запроса котировок требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 — 9 части 1 статьи 31 закона № 44-ФЗ. А вот в электронных процедурах это обеспечат электронные площадки, ведь с этой же даты согласие и декларации в составе заявки на участие в электронных процедурах будут подаваться с применением их программно-аппаратных средств.

С 1 июля 2018 года заказчики будут вправе провести конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений в электронной форме в соответствии со статьями 54.1 – 54.7, 56.1, 57.1, 82.1 – 82.6, 83.1 Федерального закона № 44-ФЗ. А с 1 января 2019 года проведение процедур определения поставщиков в «бумажной» форме будет невозможно, за исключением случаев, предусмотренных статьями: 75, 76, 80, 82, 84, 93, 111 и 111.1 Федерального закона № 44-ФЗ. Сроки проведения процедур также меняются, но это больше затрагивает заказчиков, нежели участников государственного заказа. В случае проведения процедур определения поставщиков в электронной форме контракт нужно будет заключать тоже по новым правилам. Например, протокол разногласий можно будет разместить теперь на электронной площадке только один раз.

Еще одним важным изменением является отмена обеспечения заявок при начальной (максимальной) цене контракта до 5 млн. рублей. Также ограничено обеспечение заявок при НМЦК от 5 до 20 млн. рублей в размере от 0,5 до 1 % НМЦК. С 01.07.2019г. обеспечение заявок разрешат предоставлять в виде банковских гарантий, а вот денежные средства под обеспечение заявок с 01.07.2018г. необходимо будет вносить на открытый участником в банке спец. счет. Перечень банков будет установлен Правительством.

С 11.01.2018 у заказчика появляется право в случае отказа от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 статьи 31 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, заключить контракт с участником закупки предложившим лучшие условия после победителя.

Также изменения коснулись и реестра недобросовестных поставщиков. Так проверять на наличие участника в РНП при проведении электронных процедур с 01.07.2018г. обязали электронный площадки. Заявки участников включенных в РНП будут возвращены. 

Если победитель закупки, с которым заказчик отказался заключить контракт по основаниям, указанным в части 9 (участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.) и пункте 1 части 10 (предельная отпускная цена лекарственных препаратов, предлагаемых таким участником закупки, не зарегистрирована) статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ о контрактной системе, не считается уклонившимся от заключения контракта и сведения о нём не направляются в ФАС для включения в Реестр недобросовестных поставщиков. В случае отказа заказчика от заключения контракта по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 10 статьи 31 Закона № 44-ФЗ (предлагаемая таким участником закупки цена закупаемых лекарственных препаратов (в случае, если участник закупки является производителем таких лекарственных препаратов или если при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд начальная (максимальная) цена контракта превышает десять миллионов рублей, а при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд начальная (максимальная) цена контракта превышает размер, который установлен высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составляет не более десяти миллионов рублей) превышает их предельную отпускную цену, указанную в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и от снижения предлагаемой цены при заключении контракта участник закупки отказывается) победитель признаётся уклонившимся от заключения контракта, и информация о нём подлежит направлению в ФАС.С 11.01.2018 г. в Реестр недобросовестных поставщиков не включается информация об ИНН публично-правовых образований, являющихся учредителями юридических лиц. Кроме того, заказчик обязан направлять сведения об уклонившемся от заключения контракта участнике закупки теперь не зависимо от заключения контракта заказчиком со следующим участником, хотя раньше данная информация не направлялась, если второй участник отказался от своего права на заключение контракта.

Принятый Федеральный закон вносит изменения в типовые контракты, прописывает требования к каталогу товаров, работ и услуг, вносит изменения в национальный режим в закупках и многие другие новшества, но в рамках данной статьи рассматривать их подробнее мы не будем, а о части изменений мы сможем поговорить только после принятия Правительством соответствующих подзаконных актов.